Бондаренко Александр






© bonai.ru

Логотип

Бондаренко Александр Иванович
Обучение большому теннису.
Спарринг, натяжка струн.
Продажа: ракетки, мячи, струны,
чехлы, обувь, DVD и др.
Москва, тел. +7(929)617-73-84, +7(985)257-44-08


Новости

9 апреля 2022 Внимание!
В связи с нестабильным курсом доллара цены на сайте могут отличаться от реальных, просьба уточнять цены по телефону!

14 апреля 2021 Внимание!
Обновлены прайсы на все ракетки, добавлен прайс на ракетки фирмы DUNLOP и другие, в т.ч. раритетные ракетки!


23 января 2021 Внимание!
Обновлены прайсы на ракетки HEAD и BABOLAT и сумки!

7 июня 2020 Внимание!
Теперь натяжка струн доступна в МО: округ Домодедово, с.Вельяминово!

7 марта 2019 Внимание!
Обновлены прайсы на базовые намотки и овергрипы!

22 января 2016 Внимание!
В связи с нестабильным курсом доллара цены на сайте могут отличаться от реальных, просьба уточнять цены по телефону!

14 июля 2015 Внимание!
Изменился один из номеров телефонов! Новый номер: 8-929-617-73-84

27 февраля 2015 Внимание!
Разовый и постоянный тренировочный спарринг за 1000р/час. Для играющих лучше меня — будет скидка! (Но особо не надейтесь! Зато — проверите себя)

15 мая 2014 Внимание!
Специальное предложение для уже играющих теннисистов и для детей, желающих покорить мировые олимпы! Всего за 10 тысяч рублей (за 10 часов занятий) вы сможете узнать о биомеханике тенниса то, чего не знают даже многие теннисисты мирового уровня. Уже после первого занятия Вы сможете стать «на голову выше»!



ВСЕ ПО НАТЯЖКЕ

        А стрингеров… … - как мух на торте!
        Что понимают они в спорте?
        В ладах с умом они, аль нет?
        Ты почитай – чтоб знать ответ!

Во-первых, я заранее прошу прощения за неправильную терминологию, которую я (вынужден) буду применять, ведь хоть она и не верна, но повсеместно используется не только в обиходе среди теннисистов, но и в журнальной литературе. Я пытался вначале говорить правильно, но все-таки сдался под напором всех остальных. Что я имею в виду? Дело в том, что ракетку натянуть нельзя, ее можно лишь перетянуть!!! Почему это, например, зонтик отдают на перетяжку, а ракетку – на натяжку?! Глупо, но что поделаешь. Буду как все.

Почему я решил поднять тему натяжки?

Во-первых: потому, что я устал ее постоянно поднимать для всех подряд теннисистов, независимо от их уровня, с которыми мне впервые приходится встречаться по данному вопросу.
Во вторых: как бы я ни старался, я не могу при первой встрече объяснить все необходимое по столь обширной теме, за неимением на это времени ни у меня, ни у Вас, и мне приходится к этому вопросу постоянно возвращаться и в дальнейшем. А теперь Вы сможете все это прочитать здесь.
А в третьих: с целью просвещения и всех остальных теннисистов – кому это интересно. Дабы сократить Ваше время на пустые эксперименты вслепую и удержать от множества ошибок и заблуждений в этом непростом вопросе. Тем более что сегодня на рынке – сплошная ложь! Никто не хочет отставать! Ведь реклама – двигатель торговли!

Немного ОБ ЭВОЛЮЦИИ СТРУН И РАКЕТОК

Ракетки
Эволюция ракеток сегодня, в практическом плане, почти никакая! Ведь то, что мы наблюдаем, уже не столько эволюция, сколько реклама рынка сбыта! Эволюция для них уже почти закончилась. И зачем она нам вообще, если мы не можем физически в полной мере выжать из ракетки то, что в нее уже было заложено еще тогда, когда она стала графитовой. Эволюция действительно была потрясающей, когда вслед за деревяшками в дело пошел металл, а потом стекловолокно и графит. Пластик и керамика, вообще прошли незамеченными, так как их жизнь была слишком короткой. И мы в погоне за этой эволюцией не всегда выигрываем! Сегодня всем подавай ракетки полностью графитовые, а в ракетке Штэфи Граф, например, было всего лишь 30% графита, а остальное – стекловолокно и другие связующие! Но та ракетка была скорее лучше, чем хуже – сегодняшней! Ведь она была и мощней, и прочней сегодняшней. Ведь графит – хрупкий материал, а стекловолокно – более упругое и вязкое вещество! И во всем должна быть пропорциональная норма! Но вслед за потребительскими пожеланиями и производство стало быстро перестраиваться не в лучшую сторону для людей, но в лучшую для себя, потому что ракетки стали быстрее ломаться, чем предыдущие. А производителю это всегда выгодно. Сегодня уже все турнирные ракетки выпускаются на 100% графитовые. Вы уже нигде не прочитаете на ракетке, как было раньше, сколько процентов в ней графита. Если в ракетке присутствует стекловолокно, или другие более дешевые добавки, то она и называется композитной или еще как, но без процентных пояснений, «втемную» от потребителя.

Струны
Со струнами, конечно, не так все просто. Они часто рвутся, и увеличение их прочности никогда не будет лишним. Качество же струн очень заметно улучшилось начиная с 90-х годов. Если раньше из-за дефицита их выпуском занимались все кому не лень, то со временем многие предприятия по их выпуску не выдержали конкуренции и исчезли с рынка. Исчезло российское, польское, индийское и чешское производство, струны, которых не выдерживали нагрузки больше 23 кг, а на рынок пришел японский Gosen, начиная с 87г, который уже мог выдержать любую нагрузку, вплоть до 40кг. А за ним появились струны и других зарубежных производителей. Но об этом вы и сами сможете легко найти нужную информацию. Моя же задача рассказать вам о том, о чем никто другой не расскажет.

Но производитель и здесь пошел на поводу у потребителя, вводя его в заблуждение нечестными надписями на упаковках этих струн. Ведь понятия мощности и контроля прямо противоположны, а производитель сегодня эти понятия смешивает в одну кучу. Мы это видим, но, не понимая, верим написанному. Для несведущих, объясняю: эти два понятия должны составлять в сумме одну единицу, поделенную в процентном отношении между мощностью и контролем. Если мощность составляет 70%, то на контроль остается всего лишь 30%. Раньше, до конца 90-х, так и писалось на упаковках. Но потребителю, по его необразованности, не по душе был такой их низкий контроль или мощность и струны хуже покупались. И производитель постепенно пришел к тому, что стал выставлять на упаковках и мощность, и контроль под 90%. Чем больше и то и другое – тем лучше! Все в кучу! Нет! Они нас не делают дураками, они этими действиями лишь констатируют этот факт! И по ракеткам та же история, им тоже приписываются, с целью наживы, и большая мощность и высокий контроль, что – невозможно! Большой мощностью и хорошим контролем одновременно может обладать лишь живое существо, а именно – теннисист высокого уровня, но никак не его инвентарь. Мы можем поменять свою игру, а ракетка и струна – нет!

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ КАЧЕСТВО НАТЯЖКИ

1. От станка
2. От соблюдения технологии натяжки

СТАНКИ

Сегодня в использовании находится очень много разных моделей станков от разных фирм. Я не собираюсь конкретно останавливаться на каких-то определенных моделях, а лишь хочу немного описать положительные и отрицательные качества станков, на которые нужно обращать внимание. Ведь сегодня, несмотря на повсеместное преобладание электроники, встречаются еще и допотопные модели, на которых тоже когда-то обслуживали международные турниры. И производство этих станков еще продолжает существовать. Потому что они несравнимо дешевле электронных.

Я разобью их сначала по категориям.

Станки с противовесом
Самые дешевые на сегодня станки, потому что их легче всего изготовить. Раньше было много даже самоделок, которые успешно продавались, пока рынок станков был еще слабым. Но многие теннисисты и сегодня приобретают их себе, для самостоятельной натяжки. На таких станках можно быстро натянуть ракетку, но нужно быть невероятно крутым специалистом, чтобы при этом достичь высокого качества натяжки. На них нужно работать медленно и все равно качество будет страдать. Вы, наверное, помните, или видели в старых кинофильмах весы с птичками. На левое блюдо ложится гирька, а на правое долго и медленно насыпают крупу, пока носики этих птичек не встанут строго напротив друг друга. Здесь принцип тот же, но намного сложнее, потому что рычаги с одной стороны. Если противовес не встал как нужно, горизонтально, то струну нужно по новой перезажимать до тех пор, пока противовес не встанет ровно по горизонтали. Если даже на станке и присутствует устройство подачи рычага без перезажимания струны, все равно точности установки рычага достичь тяжело. Тут мало терпения. Все равно абсолютно точно по горизонтали противовес на все струны не выставить, как ни старайся. И время этого выставления тоже будет каждый раз разное, что скажется на неравномерности вытяжки струн. Для примера представьте себе, что Вы выставили на штыре нагрузку в 30 кг. Но если штырь находится в вертикальном положении, то нагрузка на струну будет равна нулю. Если штырь опустится до 45 градусов, то нагрузка будет равна всего лишь 15 кг, а сколько на самом деле, я и представить не могу…, ведь эта нагрузка нам не видна, мы ее лишь предполагаем.

Пружинные станки
С такими станками обращаться легко и нагрузку видно, но зажать струну в точном месте –тяжело. Ведь каждый миллиметр лишнего растяжения струны измеряется не в граммах, а в килограммах! Для этого придумали реверсы. Эти станки уже намного дороже. У них нагрузка выставляется заранее и она автоматически отщелкивается, когда рычаг вы доводите до этой нагрузки. Это очень удобно и работать можно даже быстрее, чем на некоторых электронных станках. И точность натяжки была бы не хуже, чем на электронном станке, но есть одно но, над которым никто не задумывается. Ведь если в электронном станке вытяжка струны фиксируется в одной точке, то в реверсах она фиксируется зубчатым колесом, которое имеет обратный ход на размер, в пределах размера зубца этого колеса! Где в его начале, где посередине, а где в конце…, то есть – каждый раз – по-разному, в зависимости от того, где отщелкивается выставленная нами нагрузка! И хоть зубцы на реверсах не крупные, но погрешности будут тоже не в граммах, а в килограммах, особенно если вы тянете себе струны из полистирола или кевлара, эластичность которых очень низкая! Но сегодня прогресс пошел дальше и давно уже выпускаются модели реверсов с колесом без зубцов, с механизмом фиксирующим нагрузку в одной точке. Эти станки уже ни в чем не уступают электронным, если только не считать удобства в работе.

Электронные станки
Электронные станки, конечно, вне конкуренции. Претензий к ним по выдаче заданной нагрузки у меня никогда не было, независимо от их производителя. Хоть простые, хоть навороченные – все выдают правильно выставленную нагрузку. Навороты же существуют для людей, верящих в волшебство, для вытягивания из них лишних денег. Конечно, кому-то нравятся эти навороты из-за комфорта в работе, но лишней точности по натяжке вы от этих станков не получите.

И если у меня и есть претензии к электронным станкам, то не к их ходовой части, а к механической. Но эти претензии относятся не только к электронным станкам, а ко всем вышеперечисленным их разновидностям. Я эту тему еще не затрагивал, поэтому, все, что я скажу ниже, касается абсолютно всех видов станков.

Крепление ракетки
А вот ЭТО – очень важно! Ведь от того, как зажимается ракетка в станке – от места расположения зажимов, от их вида, от их количества, от их централизации и т.д., – зависит и то, как будет вести себя ракетка в станке во время ее натяжки! А от этого – и ее качество. Ведь форма ракетки очень сильно изменяется во время натяжки. И даже прочный графит с такими нагрузками не справляется. Кто наблюдал за процессом натяжки, тот видел это даже невооруженным глазом, не говоря уже о том, как чувствует себя сама ракетка от таких переплывающих по ней нагрузок во всех направлениях, в зависимости от того, на какой стадии находится процесс натяжки. Когда тянутся продольные струны, ракетка округляется, а когда начинаем тянуть поперечные, она постепенно возвращается к своим первоначальным параметрам. Но не сразу, а постепенно – с каждой новой натянутой струной. И если тянуть поперечные струны от шейки к верху головки, то ракетка из дерева или металла, может деформироваться, или сломаться в одной четвертой верхней части ее головки.br>
Вариантов зажимов великое множество, и освещать их все – не вижу смысла, потому что мне придется здесь выставлять их картинки, чтобы было доходчиво и понятно. Но ведь существует обычная логика, благодаря которой и так становится все понятно! Все это видно, ничего никуда не спрятано! Конечно, качество зажимов уже значительно улучшилось, но на предыдущих моделях даже электронных станков еще можно обнаружить подобные примитивные зажимы (видел недавно на фото в интернете). Такие зажимы устанавливаются на платформе, на которую ложится обод ракетки. Это кажется достаточно удобным, но для несведущих. Дело в том, что большинство ракеток имеют разную ширину обода и поэтому обод не по всей плоскости плотно ложится на такую платформу, несколько изгибаясь в более узких его местах от зажимов. Второй недостаток в том, что в местах зажимов ракетки неудобно продевать струну. В-третьих, несколько нарушается централизация при очень широких ободах, хотя это не так страшно. Страшно, что зажимы располагаются очень близко к краям платформы, и вся середина у ракетки остается голой, и ракетка после натяжения продольных струн, очень сильно округляется, что сказывается на качестве натяжки.

Сегодня вместо платформы с зажимами уже, в основном, используют зажимные лапки. Но эти лапки имеют не всегда нужную форму, обеспечивающую хороший подход к отверстиям в ободе ракетки в местах зажимов обода ракетки (с параллельной нижней плоскостью). На качестве натяжки это никак не отражается, есть просто некоторое неудобство для работы стрингера. Поэтому я предпочитаю отцентрированные зажимные лапки (птичкой). Струна в таких зажимах всегда находится в одной той же плоскости, независимо от ширины обода ракетки, чего не скажешь про первый вариант.

Конечно, все эти вещи нужно понимать, чтобы разбираться. Но вам, все же, необходимо в этом ориентироваться, чтобы не пострадать от плохого качества станка. В данном случае, турнирные ракетки с небольшим ободом, меньше страдают от качества, установленного на станке крепежа. Для больших же головок этот фактор становится особо важным. Конечно, основная масса теннисистов сегодня тянет свои ракетки на электронных станках, но и здесь нужно обращать внимание на устройство, в котором будет зажата ваша ракетка. Ведь и на электронном станке оно может не давать хорошее качество натяжки. И особенно важно все это знать, если вы, из экономии, тянете не на электронике. Лично я всегда работаю только на станках фирмы BABOLAT, которые полностью отвечают всем необходимым требованиям, по выполнению качественной натяжки.

Количество зажимов для обода
Сегодня практически все станки имеют по шесть зажимов для крепления обода ракетки. Но можно встретить станки и с четырьмя и даже с двумя зажимами. Вы должны понимать, что чем больше зажимов – тем лучше. Для ракеток с маленькой головкой шести зажимов может быть и достаточно. Но нужно смотреть не только на их качество, но и на их расположение. Часто бывает, что зажимы расположены близко к краям, а большая часть середины остается голой, и это очень плохо, потому что ракетка будет сильно деформироваться во время натяжки, особенно если вы любите тугую натяжку. Если же у вас ракетка с большим ободом, то, однозначно, и шести зажимов будет маловато. У меня на станке имеются еще и двусторонние зажимы для середины обода, и я могу натягивать на своем станке не только ракетки с очень большим ободом, но даже и надломленные. Ведь у меня получается в совокупности десять опорных точек для обода! И на этих десяти точках я натягиваю все подряд ракетки, а не только с большими головками! Ведь дополнительное качество лишним не бывает!

Зажимы для струны
Я все время вел речь о зажимах для обода ракетки, не касаясь зажимов для струны. Раньше этот вопрос был очень важным, потому что было очень много нежных струн, с разной эластичностью их слоев. Может быть о них уже и нет смысла рассказывать, поскольку их в производстве осталось очень мало, но, все же они пока еще попадаются, и для вашего кругозора я немного на них остановлюсь. Внутренний слой у них из огромного количества тончайших нитей, а верхний – более жесткий и прочный, и служит для предохранения внутреннего слоя. Внутренний, многослой, у них очень мягкий и эластичный, а наружный – прочный на истирание, но намного менее эластичный. Поэтому наибольшая часть нагрузки ложится именно на верхний слой, и он трескается уже при нагрузках более 25кг. Раньше на рынке преобладали именно такие струны, поэтому на моторной части станка чаще устанавливались зажимы круглой формы, на которые и наматывалась струна во время ее натяжки. Струна здесь меньше повреждалась, чем в параллельных зажимах, которые появились попозже и, на сегодня, уже вытеснили первый вариант.

На станках еще устанавливается пара стационарных фиксирующих зажимов, о которых нет смысла говорить. Главное чтобы они хорошо держали нагрузку – не отпускали ее. Конечно, не надо забывать, что хотя старые модели станков уже и не производятся, но на них еще продолжают тянуть ракетки те, кто их купил раньше. И можно наткнуться на что угодно. Например, на станки с одним стационарным фиксирующим зажимом для струны, или вообще без них, а с отдельными, навесными! И т.д. и т.п. Чем вам все это будет грозить вы поймете, если прочтете мою статью внимательно.

ТЕХНОЛОГИЯ НАТЯЖКИ

Вы не поверите, но в вопросах натяжки не разбираются даже теннисисты мирового уровня! По крайней мере, мне с таким человеком ни разу не довелось встретиться, даже при обслуживании международных турниров! Правда, было несколько случаев, когда тренера из Франции просили разрезать струну на два куска, чтобы осуществить поперечную натяжку со стороны верха головки, а не со стороны ручки. Но это лишь мизерная часть необходимых знаний по натяжке. Да и было это еще в середине 90-х, когда в головах ветеранов тенниса еще присутствовали понятия о слабости ракетки в определенных ее местах. Ведь еще не так далеко ушло то время, когда ракетки из дерева, дюраля, полимерного пластика и стекловолокна ломались или скручивались пропеллером при нарушении технологии натяжки. Сегодня уже и это выветрилось из голов настолько, что повсеместно стали натягивать струны на ракетку не только снизу вверх, но и с угла, что раньше вообще было недопустимо, потому что пропеллер вам был бы обеспечен, и не только он – ракетка изгибалась еще и вбок (в тот, с которого начиналась натяжка). Но сегодня графитовые ракетки выдерживают подобные над ними издевательства. По крайне мере – зрительно. Но они все равно быстрее выходят из строя от некачественной натяжки. Если сам обод и не сломается, так протектор может провалиться внутрь обода (мне приходилось ремонтировать такие ракетки), или струна будет чаще рваться в углах ракетки, а не по центру, как должно быть.

Схема натяжки
Многие подразумевают под технологией натяжки всего лишь ее схему! Но правильная последовательность выполнения процесса перетяжки ракетки еще не дает высокого качества выполняемой работы! Ведь это всего лишь одна из частей натяжки, от которой зависит ее качество. Но зависит очень сильно.

Я неоднократно наблюдал, как у малограмотных стрингеров струны лопались в станке прямо во время натяжки. И это – на КУБКЕ КРЕМЛЯ! Без знания технологии натяжки здесь не обойтись. Но я уже давно не видел, чтобы кто-либо соблюдал эту технологию, даже на международных турнирах. Да и откуда могут знать технологию натяжки молодые стрингеры, если им никогда не приходилось тянуть деревянные ракетки, которые при несоблюдении этой технологии вообще нельзя было натянуть. Раньше к каждой ракетке прилагалась инструкция по ее натяжке, где было видно, куда нужно вести струну. Сегодня в этих инструкциях отпала необходимость, потому что ракетки стали прочными и даже сами производители стали халатно относиться к правильному проектированию отверстий в этих ракетках. А это очень важно, ведь от этого зависит, куда выйдет последняя продольная струна: вверх, или вниз – к ручке. И большинство ракеток сегодня еще производится неправильно, с выходом последней струны к ручке. Тупость от производителя, или просто халатность? Скорее – второе. Нас просто не уважают! Потому что мы – глупы! А были бы умными, так не покупали бы такие ракетки!

Не покупали бы и ракетки со сплошным протектором (Prestige – очень популярной), который, не только не несет никакой положительной функции, кроме красоты, но и является дополнительным балластом для ракетки, не добавляя ей дополнительной жесткости, а, наоборот, отнимая ее от общего веса ракетки. И потом, в определенных углах, где отверстие перекрывается другой струной, продеть вторую струну без специального трубчатого шила, почти невозможно, чтобы ее не поранить. Хорошо, что оно у меня есть! Но у кого оно есть еще? Даже на КУБКЕ КРЕМЛЯ оно было у нас одно на всю команду. Все пользуются обычным шилом. Я же обычное шило применяю лишь при замене протектора. А если протектор был бы открытым, то можно было бы легко обойтись и вовсе без шила. Шилом при натяжке вообще опасно пользоваться – можно повредить струну. А основная масса стрингеров шилом даже струны после натяжки поправляет. Я эту процедуру выполняю только пальчиками, хотя и больно бывает, когда поправляешь за день уже десятую ракетку. Но я однажды наблюдал, как у одного стрингера лопнула струна во время ее поправки шилом. Случай хоть и единичный, но поучительный. Да и качество от поправки струн шилом очень страдает.

Очень много и других рекламных вещей, которые ракетку лишь ухудшают. Но все же наблюдается и положительный сдвиг в проектировании ракеток: потому что, если первые ракетки почти все проектировались с выходом последней продольной струны к ручке, то сегодня уже много (процентов 30) стало ракеток и с выходом струны наверх!

Всем понятно, что жесткость обода у шейки (вилки) ракетки, значительно больше, нежели наверху. Вилка дает дополнительную прочность ободу. Поэтому и нужно начинать натягивать поперечные струны от слабого места – к прочному. Ведь нагрузка на обод увеличивается постепенно, по мере увеличения количества уже натянутых струн, и в конце она будет значительно выше, чем в начале. Конечно, расположение зажимов на станке вносит свои коррективы на поведение ракетки во время натяжки, и нагрузка может частично переплывать с одного места на другое, но в основе все равно нагрузка в начале останется меньшей, чем в конце.

ПОЭТОМУ, как бы ни были прочны ракетки, все равно необходимо соблюдать если и не всю схему натяжки (по незнанию), то хотя бы всегда начинать натягивать продольные струны от центра ракетки (вправо-влево, по одной), а не с угла, а поперечные – сверху вниз, к ручке! А если ракетка спроектирована с выходом последней струны вниз, к вилке, то (если вы не умеете делать переводку, или у вас нет дополнительного зажима для этого) необходимо разрезать струну на два куска, чтобы, все равно, начать натяжку поперечной струны сверху. Если я кого-то не убедил, то посмотрите, как натянуты ракетки фирмы HEAD на заводе: все они имеют 4 узла, чтобы поперечные струны можно было натянуть сверху вниз. А если ракетка натянута одним куском, то фирма не берет такую ракетку на тестирование при ее поломке, объясняя эту поломку неправильной натяжкой.

Возникает вопрос, что же лучше: одним куском или двумя?
В принципе, это не столь важно, но если быть дотошным, то – одним куском лучше, потому что на узлах происходит некоторая потеря нагрузки. Эти потери незначительны и никак не скажутся на вашей игре, потому что они – на краях ракетки. Но все же и здесь есть разница, на какой струне вяжутся узлы. Ведь сегодняшние ракетки можно натянуть абсолютно по разным схемам, поэтому я и обращаю на это свое внимание. Важность струн для игры не однозначна, и на какой из них будет узловая потеря нагрузки, для щепетильных, тоже бывает важно. Я отношусь к этой категории – щепетильных людей, поэтому и обращаю на это свое внимание.

О натяжке с угла
Натяжка с угла является грубейшим нарушением технологии, но ее все же повсеместно выполняют с целью экономии струны (целых полметра). Раньше такая процедура была невозможна, а сегодня прочность графитовых ракеток позволяет ее делать, без видимых деформаций обода ракетки. И не удивляйтесь, если вам так натянут на КУБКЕ КРЕМЛЯ или в СПОРТМАСТЕРЕ. Сегодня это – настоящая болезнь. Ко мне постоянно приносят на перетяжку ракетки, натянутые с угла. И их значительно больше, чем натянутых с середины. Кощунственно, но существуют даже станки с единственным стационарным зажимом! И ракетку на таком станке, кроме как с угла и не натянешь. А по-нормальному, зажимов, служащих для фиксации струны после ее натяжения, должно быть ТРИ: два стационарных на станке и один, дополнительный (навесной) – для непредсказуемых операций.

От этого повсеместного безобразия нам, конечно, никак не избавиться, но я расскажу вам, хотя бы, как определить такую натяжку – натяжку с угла. Допустим, что вы не видели самого процесса натяжки, но это и не важно. Посмотрите внимательно, как завязаны узлы на вашей ракетке. И если найдете узел, который не обвивает продольную струну вокруг, а завязан отдельно от струны, сам по себе – значит, с этого угла вам начали натягивать продольные струны.

Узлы
Даже узлы могут быть показателем профессионализма стрингера. Но вам, скорее всего, совсем не интересно, как завязаны узлы на Вашей ракетке, и проблем у вас от них тоже, скорее всего не будет. Но я все же хочу в двух словах остановиться на них, чтобы не было пропусков по затронутой мной теме. Конечно, стрингеров этот вопрос интересует больше, поэтому я специально на КУБКЕ КРЕМЛЯ показывал всем свой эксклюзивный узел, придуманный мной, потому что меня в корне не устраивало то, как их вяжут остальные. Но переняли мой узел всего лишь двое. А остальные, снова, не заморачиваясь, стали вязать по-простецки, т.е. два узла вокруг струны (один – на другой). Такой узел выглядит неопрятно, потому что второй его виток не затягивается, а висит в воздухе! Вздыблен! И вообще ничего не дает, а лишь служит удлинением конца струны, на случай, если этот конец станет вдруг развязываться и вылезать из узла мягкой, или скользкой струны. Сегодня я смогу определить по своему узлу, моя ли натяжка на этой ракетке! Но и по схеме натяжки, конечно. Ее ведь тоже до конца почти никто не соблюдает.

Пропорции в натяжке
Вы никогда не задумывались, почему вам ракетку тянут с разницей вдоль и поперек в один или два килограмма, когда пропорции жесткости этой ракетки явно находятся выше этого соотношения? И почему так грубо – в килограммах, а не в граммах. Лично мне это сразу бросилось в глаза.

В практическом плане я очень щепетильный человек. Не переношу ни свою, ни чужую халтуру – все переделываю, не могу смириться. По наследству от деда и родителей был рожден художником, но художником стал не я, а мой сын, и внук идет по этим же стопам. Имел прозвище «миллиметровщика», когда в школьные годы, на летних каникулах, подрабатывал учеником плотника: все самые тонкие подгонки в бригаде отдавались только мне.

Поэтому и здесь, на начальной стадии своей работы стрингером (1985г.) я очень долго, несколько лет, не выпускал из рук линейки, все измеряя до доли миллиметра – до и после натяжки (тогда ракетки были еще очень хлюпкими, и очень тонко реагировали на любые неточности в работе). И вывел соответствующие формулы абсолютно точной натяжки, в зависимости от конфигурации обода ракетки, его величины, величины нагрузки на струны и даже в зависимости от материала этих струн. Формулы были с точностью до 50г. Но я, все же, немного поступился своей щепетильностью, и сейчас уже на глаз, без измерений, могу определить необходимую разницу в килограммах (вдоль и поперек), в зависимости от применяемой нагрузки с точностью до 100г. (благо, что мой станок позволяет). А все тянут, как и раньше, с разницей в те же один-два килограмма, причем, все подряд ракетки, и даже с очень сильно зауженной формой обода! Это очень грубо, просто на глаз не видно деформации вашей ракетки!! Вашей ракетке в некоторых местах очень больно! И она все равно раньше времени выйдет из строя! Я уже говорил выше, посмотрите более внимательно на свою ракетку, не надо быть художником, чтобы понять, что она вдоль намного жестче, чем поперек! Ну, надавите на нее руками, в конце концов, и вы почувствуете, что она вдоль у совсем не «шевелится», а поперек – ее мягкость очень даже ощутима! Особенно у ракеток фирмы YONEX, у которых боковые поля чуть ли не параллельны! Ведь на соотношение жесткостей влияет не только соотношение сторон, но и ее форма!

Конечно, я никому не навязываюсь с натяжкой по своей технологии, и могу выполнить ваш заказ так, как вы захотите. Но если вы захотите попробовать то, что я вам предложу от себя, вам не нужно будет выдумывать себе новые килограммы и новые соотношения нагрузок! Я за вас это сделаю сам! Вы заказываете то же самое, что заказывали и раньше у других стрингеров, а я сам сделаю соответствующие поправки, чтобы общая жесткость натяжки на вашей ракетке осталась прежней! Ведь это для ваших ощущений – самое главное!

КАКУЮ НАГРУЗКУ ЗАКАЗЫВАТЬ

Чем меньше – тем лучше!
Звучит кощунственно, но не спешите делать выводы!
Мои слова относительны. Просто, из двух удобных натяжек нужно выбирать более мягкую!
Основная масса стрингеров, с целью своей выгоды, провоцирует теннисистов на использование более тугих натяжек, по принципу: чем туже натяжка, тем быстрее струна порвется! Да и струны меньше будут двигаться (легче скрыть халтуру). Двойная выгода для стрингера! Но не для вас. У вас должна быть своя голова на плечах. Ведь то, что хорошо для одного теннисиста, может не подойти другому. Натяжка у каждого должна быть своя, в зависимости от своих мышечных ощущений! И здесь не должно быть кумиров, потому что нет и двух одинаковых людей. И если вы будете тянуть 30 кг, или всего лишь 15 – это ваши личные ощущения! Не надо бояться экспериментировать, а надо бояться советчиков, потому что они будут советовать то, что им по вкусу, а у вас он – свой!

В чем выгода более мягкой натяжки
Несмотря на то, что я – стрингер (смеюсь), я рекомендую всем более слабые натяжки. У мягкой натяжки намного больше достоинств, чем у жесткой! Во-первых, в погоне за тугой натяжкой, никто не задумывается, что рабочие характеристики любой струны не перешагивают нагрузки в 27 кг! После 27кг струна уже теряет свои эластичные свойства и, соответственно меньше выбрасывает мяч! Конечно, некоторым это и нужно! Это называется – натяжкой на контроль. Но у меня постоянное недоразумение по этому поводу: неужели никто не понимает, что приобретая контроль, он теряет силу удара?! У многих теннисистов эфемерные понятия об этих вещах! Реклама сделала свое дело! Но я уже об этом говорил в разделе эволюции струн и ракеток: не может быть у неодушевленного вещества и сила и контроль одновременно, как это преподносят рекламодатели, с целью – выгодно продать свой товар! Так зачем же нам терять мощь в ударе???
Если Вы не попадаете в корт – работайте над собой!!! Иначе вы никогда и не научитесь хорошо играть! Кстати, самой высокий выброс мяча у ракетки, натянутой с силой в 23кг! Но это – для профессионала высокого уровня. Значит, у вас это значение будет несколько ниже. Может 20, а может и всего 15кг? У меня когда-то это значение составляло 22кг, но, несмотря на это, я продолжал экспериментировать с натяжкой, и сегодня уже не тяну для себя больше 15кг, и то, это – на большие головки. А на маленькие и средние – 8кг!!! Меньше, чем некоторые тянут на бадминтонные ракетки. Боюсь, что вы подумаете, что у меня в этом плане крыша поехала, но все же скажу (думайте что хотите), на одну из ракеток я тяну всего лишь 5кг. Ради все тех же экспериментов. И скажу по этому поводу: у слабой натяжки визуально имеются отличия в ударах, и мои ученики уже совсем плохо начинают меня копировать, когда я беру ракетку с такой натяжкой. При этом я очень мощно бью по мячу любой натяжкой! Я могу играть и натяжкой в 30кг, ничуть от этого не страдая, но зачем мне разбивать свои суставы?! Это еще один из плюсов мягкой натяжки – щадящие нагрузки на костную и мышечную систему. И еще одно преимущество – у ракетки увеличивается рабочее поле, т.е. мяч тем меньше выбивает ракетку, при непопадании по мячу ее центром – чем мягче натяжка на ракетке!

Вот и думайте, чего вы хотите от своей натяжки и от себя – тоже. Для примера скажу, что в теннисном мире среди профессионалов уже имеется тенденция снижения нагрузок в натяжке, а среди любителей пока нет. Некоторые профессионалы, насколько я знаю, опустились уже до 17кг, а может и до 15, по непроверенной информации.

Когда струны двигаются
Есть, конечно, и слабое место у мягкой натяжки, на ракетке сильнее сдвигаются струны после удара. Но это может зависеть и от качества натяжки, и от применяемой струны, и даже от техники удара. У меня, например, несмотря на экстремально мягкую натяжку, струны вообще никогда не двигаются, и я их никогда не поправляю. ЭТО – из области фантастики, но при моей школе у меня не двигаются струны даже на порванной ракетке! И дело здесь вовсе не во вращении мяча, как многие подумают, потому что от моих ударов, мячи вращаются намного больше, чем при классических крученых ударах.

Но, все же, нужно знать, что как бы ни была хороша у вас натяжка, но и она портится со временем. Более туго натянутые продольные струны быстрее отпускают заданную на них первоначальную нагрузку, а поперечные – медленнее, и пропорция натяжки ухудшается. Но это не означает, что струны обязательно начнут двигаться. Ведь это еще зависит и от струны, которая стоит на вашей ракетке. Есть струны более липкие, а есть и более скользкие. Липкие, сдвигаясь от соприкосновения с мячом, застревают в крайнем положении, а скользкие – возвращаются на место. И те струны, которые хорошо держат набранные ими углы после натяжки, трудно сдвигаются из насиженных мест. В этом случае и плохая натяжка будет хорошо стоять. А струн великое множество: разной жесткости, эластичности, липкости, структуры… Исходя из всего сказанного, не всегда качество натяжки можно определить по тому фактору, как стоят струны. Как вы ведете ракетку по мячу – тоже имеет очень большое значение. Например, был у меня один случай. У меня струны совершенно не двигаются (как я уже говорил), но однажды, один мой ученик, поиграл со мной моей ракеткой с полчасика, и все «мои» струны были максимально сбиты в одну сторону. А потом, этой же ракеткой, я поиграл с полчасика – и струны встали на свое место! Чудеса, да и только!

Как часто нужно перетягивать ракетку
Чем чаще – тем лучше! Не подумайте, что я вас на это настраиваю для своей выгоды! Сам я натягиваю струны – когда порвутся. Как и основная масса теннисистов. Но на турнирах мне приходилось ежедневно перетягивать ракетки некоторым теннисистам, даже если этой ракеткой не было произведено ни одного удара! Например, Марку Россе. И причем – натуралку. Он может позволить себе подобную роскошь! Но почему так часто?! Да потому, что эластичность струнной поверхности ракетки существенно ухудшается даже через пару часов, а не то, что – за сутки! А профессионалы не хотят потерять даже малую часть мощи своих ударов, ведь на кону стоит очень много! Если же мы играем для своего удовольствия, то можно перетягивать когда удовольствие начинает пропадать, или «когда порвется».

Есть такие данные, что за первые два часа натяжка ослабевает примерно от 1,5 до 2кг., а потом этот процесс уже происходит очень медленно. Больше всего теряют свои первичные показатели жесткие струны и меньше – мягкие, как более эластичные.

КАКИЕ ВЫБРАТЬ СТРУНЫ

Мне некоторых теннисистов даже жаль! Я постоянно вижу, как они мучаются при выборе струны, и у меня создается впечатление, что им легче невесту себе подобрать, чем струну! Ведь невесту можно выбрать, хотя бы, по внешнему виду, а струну – нельзя! Правда, чего ждать в дальнейшем, как от невесты, так и от струны, они мало себе представляют!

Кстати, этого себе не представляют и более опытные теннисисты! Да и что могут они себе представлять, когда даже в журналах постоянно печатаются статьи, неправильно объясняющие многие вещи. Пользуясь этими неверными понятиями из журналов, рядовые теннисисты ищут себе совсем не то, что им нужно! Для мощной игры, например, они ищут себе более эластичные струны, но мощи при этом не получают! Но как они могут ее получить, если все эти понятия, не только в их головах, но и в журналах прописаны неверно! И взаимосвязь мощности от эластичности струн преподносится – не в том плане, потому что и само понятие эластичности представлено – не в том аспекте! Во всех источниках по теннису за эластичность струны принимается величина ее растяжения – в процентном отношении к первоначальной длине! Но это лишь один подход к понятию эластичности (линейный) и то – не полный – нет понятия об остаточной деформации! Ведь гудрон еще больше можно растянуть, чем струну, он что, тогда – эластичный!? Я специально утрирую – для лучшего понимания вами этого вопроса. Вы все знаете, что такое гудрон, и понимаете, о чем я говорю. Гудрон – смола, и струны я беру для примера – из смолы! Потому что они больше растягиваются, чем из других материалов. Гудрон тоже будет стремиться вернуться в свое первоначальное положение после растяжения, но очень медленно, и до конца – не вернется! То есть у него будет очень большая остаточная деформация! Значит он – не эластичный. Вот на ЭТО в своем примере я и хотел обратить ваше внимание: на скорость сокращения и на остаточную деформацию, которые находятся в прямой зависимости. А в журнальных трактовках абсолютно нет понятия о скорости сокращения, что и является главной их ошибкой! Именно скорость сокращения материала после его растяжения – является первостепенным показателем эластичности – в энергетическом ее плане (в теннисе)! И чем быстрее материал возвращается в первоначальное положение, тем у него будет и меньшая остаточная деформация! И тем он более эластичный! Придется мне, для удобства понимания, придумать для этих двух понятий и новые пояснительные названия. Скоростную эластичность я уже назвал – энергетической, а свойство материала к наибольшему растягиванию, при малой остаточной деформации, буду называть (или обзывать) – линейной эластичностью. Значит: эластичность (в энергетическом плане) – это способность материала быстро возвращаться в первоначальное свое положение, с наименьшими остаточными деформациями! То есть я поменял в своей трактовке величину удлинения – на время сокращения! А это ведь абсолютно другой подход к понятию об эластичности! Странно, что в теннисном мире, на это не обращают внимания! Ведь в теннисе энергетическая эластичность важнее линейной! Вот поэтому мы и струны себе неправильно подбираем, потому что мощность введена в прямую зависимость от линейной растяжимости материала, что тоже, неоднозначно! Но об этом я расскажу чуть ниже.

В техническом же мире, в технических словарях, эластичность представлена лишь в способности материала – восстанавливать свой исходный размер и форму после деформации! И даже эластичность резины представлена лишь в упругом плане! Что абсолютно не наш случай! И нигде не используется временной показатель этого восстановления. Потому что все эти источники не разбирают понятие эластичности в энергетическом плане. В теннисе же, хоть и пытались представить ее в энергетическом плане, но, к сожалению, представили – лишь в линейном.

Чего греха таить, я постоянно сталкиваюсь в теннисе с разнообразными ляпсусами и причем – даже на мировом уровне! О некоторых я уже писал, но их не становится меньше. Да и чего нам ждать, когда в теннисе даже научные диссертации пишут абсолютные дилетанты! И говорю я это не голословно, а на базе собственных встреч с такими людьми! Например, один товарищ, на КУБКЕ КРЕМЛЯ, познакомившись со мной, вытягивал из меня данные для своей научной диссертации – в техническом плане! И домой названивал – пока не надоел, и пока я его не отшил. Моя доброта и терпение тоже оказались не безграничны – ведь он писал свою диссертацию за мой (бесплатный) счет! Да и зачем нам – глупые ученые?!

А сколько на моем пути было людей, которые, получив от меня важные для себя знания, не только не сказали мне спасибо, а стали выдавать эти знания за свои. Один – часами стоял рядом со мной, вытягивая из меня секреты по натяжке! Тоже достал, но не успокоился, даже когда я его отшил, а назойливо продолжал молча стоять и наблюдать за моим процессом натяжки. Другой – выдал мою технологию натяжки за свою, после того, как я ему подробно все о ней рассказал! Потом, он рассказывал о ней уже от своего имени. Третий – выдал мой эксклюзивный узел – за свой! Четвертый – пропечатал все, что узнал от меня о прочности струн на узлах в своей статье, без ссылки на мои исследования в этой области! Тоже после моего рассказа ему об этом! (Я фамилии не называю, но знаю, что многие, ОБ ЭТОМ, читали в статье – другого человека, а не в моей. Но почему я должен скрывать, что это – плагиат? Если ему не стыдно, почему мне должно быть стыдно? Хорошо, что не призываю к ответственности!) Он пропечатал, а я – промолчал! Как всегда. И молчал я очень долго: я проводил эти исследования еще в 1996году. И такие исследования я провел впервые в теннисном мире, но не запатентовал и не буду (мне это не нужно) – пользуйтесь на здоровье!

Но в двух словах все же расскажу, как все было, откуда пошло, потому что это вам может быть интересно и полезно. В детстве я занимался рыбалкой и на себе прочувствовал огорчения, когда леска легко обрывалась на узле, во время вываживания рыбы. Я начал сочинять и пробовать разные узлы. И придумал такой узел, что леска стала рваться не на узле, а всегда в другом месте! (Вы скажете, что рыбацкие узлы уже давно придуманы?! Ничего подобного: моего узла там как не было – так и нет!) Но эти детские исследования натолкнули меня на исследование узлов и в теннисе. Я, конечно, и так понимал, что струна на узле будет выдерживать меньшие нагрузки, чем на прямом ее участке, но насколько меньшие – я не знал. Всего рассказывать не буду, а приведу лишь общий пример для вашей ориентации в этой области. Я вывел зависимость прочности струны от количества в ней волокон. Эта зависимость оказалась потрясающей! Все думают, что чем тоньше волокна, тем струна становится эластичней, тем она дольше держит заданную на нее нагрузку, а значит и на узле, должна вести себя лучше? Как бы – не так! Оказалось все верным, кроме последнего! На узле мультиволоконные струны выдерживают не больше 20кг! Как и натуралка, тоже – 20! Но мы же тянем иногда и больше 30, и струна не рвется!? Потому что узлы находятся не на прямом участке струны, а за двойным изгибом на ободе! А струна из трех слоев держит на узле уже больше 40кг! На прямом ее участке. Потрясающая разница! Из моих исследований вытекает следующее: чем больше у струны волокон, тем она менее прочна на узле! А дальше и смысла нет рассказывать, вы и так уже сможете ориентироваться в этом вопросе, исходя из этого закона. Но хочу отметить, что струны, похожие и внутренне и внешне, все равно могут иметь разную прочность. Поэтому новые варианты струн я всегда проверяю на узле при нагрузке в 40кг. И не держу у себя таких, которые не выдерживают этой проверки. Конечно, это не касается натуралки и мультиволоконных струн.

Но я слишком отвлекся и далеко ушел от вопроса зависимости мощности от эластичности струны, еще не до конца мной освещенного. Мы остановились на том, что я опровергаю, что величина линейной растяжимости (даже если она и энергетическая) дает и большую мощь удару! Ведь почему еще теннисисты думают, что чем больше струна растягивается, тем ракетка будет мощнее бить по мячу?! Да потому, что они в детстве стреляли воробьев из рогатки (пращи), или видели это в кино, и представляют себе струну в виде резины этой пращи. Но вот появились металлические струны и кевлар, почти совсем не обладающие линейной растяжимостью, а струна неплохо при этом играла! А может и не струна вовсе? Вы не задавались этим вопросом? А надо бы! А потом появился полистирол, который тоже почти не растягивается, а выброс мяча у него оказался даже мощнее, чем у более растяжимого нейлона! Я не сторонник называть полистирол эластичным, потому что остаточная деформация у него сразу после натяжки больше, чем у нейлона! А мощность он выдает большую! Как Вы уже, наверное, догадались, все просто: просто, струны нужно представлять себе не в виде пращи, а в виде тетивы на луке, а ракетку – в виде этого лука! Тогда все встает на свои места. В таком виде и проволока заиграет! (Но проволока ли? Вопрос, пока, остается открытым!) При использовании струны в виде тетивы на луке – даже очень маленькое ее продольное растяжение, увеличивается в разы – в поперечном плане! Я бы сказал, что эластичность продольная превращается в эластичность поперечную, но это будет безграмотно, поперечной может быть лишь упругость, а не эластичность! Вот ракетка имеет, в этом плане, поперечную упругость, не имея, при этом, совсем никакой продольной эластичности. Теперь о проволоке. Она ведь совсем не растягивается, но металлические струны (были такие), при этом, тоже неплохо справлялись со своей функцией! Так, может быть, мы вообще рассматриваем вопрос мощности не в том аспекте как надо бы? Мы все рассматриваем в эластичном плане, потому что наше внимание сконцентрировано на струне! Но ведь в ударном процессе принимают участие еще и ракетка, и мячи (и наши мышцы тоже – если уж быть до конца последовательным). Поэтому и струны нужно подбирать не сами по себе, а в совокупности всех факторов, влияющих на вашу игру. В этом и будет основная правда!

Но и это еще не все. Нужно понимать, что энергетическая эластичность может иметь разную длину. У полистирола она очень короткая, а у нейлона более длинная, а у резины – еще длиннее (резину беру, для лучшего понимания вопроса). В теннисе, величина эластичности должна разбираться в двух аспектах, в силовом и пространственном, иначе не будет правильного представления о том, почему это вдруг струны жесткие выдают больше мощи при ударе, чем более растяжимые. Хотя пример с луком и стрелами уже частично разъясняет этот вопрос, но есть и еще одно но. Дело в том, что в энергетической эластичности существует некая обратно-пропорциональная взаимосвязь между силой и растяжимостью струны. Чем плотнее материал, тем он будет иметь больше энергии в себе, но меньше при этом будет растягиваться! Значит: чем больше струна может растянуться, тем с меньшей силой она будет и возвращаться в первоначальное свое положение! А значит и с меньшей скоростью! Если бы мы стреляли из рогатки, то на выходе мы все равно имели бы одну и ту же мощность, но у нас ведь на вооружении лук и стрелы!

Не знаю, нужно ли мне заморачиваться еще в объяснениях, почему слишком длинная эластичность не увеличивает мощь, а, наоборот, уменьшает ее! Вы, наверное, после всех моих примеров с луком и полистиролом уже и так все поняли. Но ведь вопрос все равно остался открытым. Придется его закрывать. И снова я привожу для вас утрированный пример, для лучшего понимания данного вопроса. И для примера я возьму ту же резину, которая имеет хорошую эластичность. Представьте, что вы натянули себе на ракетку такие резиновые струны, вместо обычных. Резина очень сильно в процентном отношении может удлиняться и это здорово – для пращи, но не для ракетки! Ведь для пращи нужен длинный и постепенный разгон, а для струны – упругий и короткий. Ведь резиновая струнная поверхность будет очень сильно проминаться во время удара, что не будет соответствовать по времени ни упругости вашей ракетки, ни упругости мячей, ни упругости ваших мышц. Кругом у вас будет очень сильное временное разногласие, даже в том случае, если вы совсем не будете крутить ракеткой во время удара, что тоже невозможно! Во всем будет временной антирезонанс, который заберет часть мощи удара. Поэтому – все относительно! Эластичность струны должна быть в разумных пределах, которые должны находиться в полной гармонии со всем остальным. И здесь действительно только опытным путем, на чувствах, можно подобрать для себя и струну, и нагрузку на нее! Вот над этим и нужно работать!

Виды струн
Видов струн и великое множество, все они отличаются материалом изготовления, или по каким-то другим признакам. По жесткости (мягкости), по сцеплению с мячом и по сцеплению между собой (что не одно и то же), по эластичности – энергетической и эластичности – линейной, по контролю или мощности, и т.д. и т.п. И, изначально, нужно остановиться на чем-то более глобальном (из выше перечисленного). Выяснить, что из этого вам больше подходит, а уж потом переходить к нюансам. Иначе процесс поиска может затянуться слишком надолго. Ведь если даже струны и из одного материала, то, во-первых, из этого же материала можно выпустить струны разного предназначения, а во-вторых, и сам материал у каждого производителя будет свой, отличающийся от материала других производителей. Ведь сырье у всех разное. А в-третьих, материал в чистом виде используется не часто.

Материал
Но все равно материал может быть очень важным ориентиром. Например, если струны из полистирола, и немного отличаются по характеристикам, в зависимости от производителя, все равно они остаются очень жесткими, и основные его характеристики мало изменяются! Зачастую у них лишь названия и цены разные! Поэтому, если мы берем за основу материал, то он уже будет нести в себе определенные характеристики, с небольшими нюансами от производителя. Но все равно полистирол (полиэстер) будет жестким, прочным и мощным, а нейлон, в зависимости от марки, средней мягкости, эластичным, средней мощности. А кевлар будет мягким, очень прочным и с очень большим контролем. Я беру для примера материал в его чистом виде, и называю кевлар очень мягким, а вы можете прочитать в литературе, что кевларовые струны, например, очень жесткие! Ничему не удивляйтесь, потому что разные смеси разных материалов дают и другие им свойства. Я говорю полистирол, а другие говорят полиэстер и т.д. и т.п. Нет смысла заморачиваться на трактовках, потому что часто бывает, что люди говорят по разному абсолютно об одних и тех же вещах, вводя читателей в заблуждение. Например, я жесткость рассматриваю, как и надо, в виде жесткости материала, а некоторые (заумники) рассматривают ее в виде жесткости струнной поверхности после натяжки этими струнами, имея в виду очень малую пластическую и энергетическую эластичность этих струн. Так что будьте готовы ко всему и, доверяя, не забывайте проверять! Только тогда вы найдете именно свою истину!

Я не буду перечислять огромное количество материала и добавок к ним, из которого сегодня изготавливаются струны, чтобы не забивать вашу голову тем, о чем и так можно прочитать во многих источниках. Я остановлюсь лишь на тех, которые лежат в основе на сегодня, а это – полистирол (полиэстер), да немножко нейлона разных марок. Совсем редко – натуралка, и еще реже (популярный в 90-е) – кевлар. Поэтому и говорить-то особенно не о чем! Разве только для общего ознакомления?

Натуральные струны
Лучшими по игровым качествам всегда были и остаются натуральные струны, но они не каждому по карману. Ведь на изготовление одного комплекта этих струн уходит 30кг кишок от трех коров!
Это мягкие струны, с хорошим управлением мячом и с хорошей энергетикой. Хорошо держат первоначальную нагрузку. Но ими лучше играть в сухую погоду или в зале, потому что они все же боятся влаги, хотя и обрабатываются специальным составом для защиты от нее. Эти струны очень хороши для мощной комбинационной игры.

Мультиволокнистые струны
Есть необходимость выделить эти струны в отдельную графу, хотя эти струны тоже изготавливаются из нейлона, представленного мной ниже. Почему такая честь? Да потому что их уровень игровых характеристик очень сильно приближен к натуральным струнам, а цена, хоть и высокая, но в два раза ниже! И они, в отличие от натуралки, не боятся влаги. В чем же их необычность, коли они тоже из того же нейлона, что и дешевые их собратья? Да в том, что у них более тысячи тончайших волокон, которые и дают им и большую мягкость, и хорошее управление мячом. Они хороши для комбинационной игры.

Нейлон
Струны из нейлона могут быть абсолютно разными в зависимости от марки нейлона и технологии их изготовления. При изготовлении из них струн в три слоя, они обладают средней жесткостью, хорошей энергетикой, хорошей управляемостью мячом, хорошей прочностью и долговечностью. При увеличении в струне количества волокон и слоев, все рабочие характеристики в ней улучшаются, и они становятся все более и более мягкими. Хороши как для мощной так и для комбинационной игры.

Полистирол (полиэстер)
Это жесткие струны с хорошей прочностью и энергетикой, предназначенные для мощной, силовой игры. Сцепление с мячом у них хуже, чем у нейлона. В связи с очень низкой линейной растяжимостью, струнная поверхность при ударе меньше проминается, поэтому возможны эксперименты по более слабым натяжкам.

Гибрид
Можно сочетать в натяжке два разных вида струн и это будет называться гибридом. В основном сегодня ставят вдоль жесткий полистирол, а поперек, уже более мягкую струну. Профессионалы чаще всего ставят натуральную струну, или мультиволоконную. Но можно ставить и рифленую для вращения, или просто дешевую нейлоновую. Принцип использования одинаковый, а игровые качества разные. Принцип же использования гибрида в том, чтобы максимально использовать в натяжке качества разных струн. Вдоль, ставятся, более жесткие и прочные струны, потому что на них приходится наибольшая нагрузка, и они чаще рвутся. А поперек – более мягкие струны и с лучшими игровыми качествами. Мягкие струны хорошо обволакивают жесткие, и натяжка лучше стоит, никуда не сдвигаясь. Но существует мода все делать – наоборот – для лучших ощущений. Раньше, вдоль, использовался кевлар, но постепенно мода поменялась. Кевларовые струны тоже очень прочные, но они мягкие (в чистом виде) и совсем не эластичные. И такая натяжка давала очень хороший контроль. Гибрид же с полистиролом дает мощь, к чему и стремятся сегодняшние профессионалы.

Другие материалы
Нет смысла их перечислять, в связи с очень редким их использованием. При необходимости вы все сможете найти в интернете. Но я очень сомневаюсь, что такая необходимость появится, потому что я сегодня почти все ракетки натягиваю лишь полистиролом – такая уж сегодня мода.

Технология изготовления струн
Любой материал может, в определенных рамках, изменять свои основные свойства, в зависимости от технологии производства. Если у материала увеличивается количество слоев и волокон, то струны становятся и мягче и эластичнее. Ведь на молекулярном уровне и металл растягивается! Возьмите резиновый бинт – он растянется в три раза, а отрежьте от него узенькую полоску, и она растянется уже в пять-шесть раз. Поэтому на это тоже нужно обращать внимание. Меняя технологию можно поменять и предназначение струн. Можно комбинировать разные материалы и тоже менять игровые свойства струны.

Если вы намерены пойти по пути предназначения струн, то здесь есть очень много вариантов. Допустим, за основу вы хотите взять струны для вращения. Тогда появится еще дополнительный выбор к вращению: или контроля, или мощности – что для вас важнее. Если хотите добавить мощность, то необходимо будет остановиться на жестких струнах из полистирола с насечкой, или с продольными гранями для улучшения сцепления с мячом. А может вас больше устраивает средний вариант по мощности, тогда можно остановиться на SPINE из нейлона. Мягкие же струны из мультиволокна или натуральные, уже сами по себе имеют прекрасное сцепление с мячом, и их можно использовать в качестве струн для вращения. Хотя, подобных названий им не присваивают. Они лишь в зависимости от толщины делятся по разным категориям мощности: тонкие имеют приставку к названию – «Power».

То же самое и с другими вашими предпочтениями: для силы используете полистирол (или с насечками, или гладкий); для сильного контроля – кевлар, или – гибрид с кевларом, и т.д. … А нейлон даст средний вариант. И, вполне возможно, что этот вариант для вас окажется самым лучшим! Все может быть. Не всегда навороты могут нести за собой для всех подряд – положительный эффект. Не удивляйтесь, но кому-то они могут и ухудшить игру. Например, спиновая струна может у вас посылать мяч выше чем гладкая, и это будет неудобно – мячи чаще будут уходить в аут.

Кругом есть свои нюансы, и во всем нужны исследования. Нужно попробовать разные варианты, потому что только в сравнениях постигается истина. Не зря на выбор струны и качество работы по ее натяжке отдается 60% успеха – по инвентарю! Остальные 30% – на ракетку, и 10% – на мячи. Может это и преувеличение, но для кого – как! Люди ведь разные. Не могу спорить с тем, чего не могу проверить! Пусть это остается на совести зарубежных исследователей!

В погоне за модой
Мода на струны тоже переменчива. Раньше в моде были мягкие струны, с наиболее выраженными характеристиками по управляемости мячом – для комбинационной игры! А сегодня на первое место вышел полистирол с хорошими характеристиками по прочности и мощности, потому что теннис пошел по этому пути. Ну, а за элитой всегда спешили и дилетанты любого калибра – независимо от стиля их игры. Так всегда было и так всегда будет! Хотя пора бы поумнеть и спуститься на землю. Надо искать себя, а не подражать своим кумирам! Ведь это очень плохо для вашего развития и совершенствования. Мозг перестает думать, потому что за вас уже подумали те, кто наверху. Подражание очень вредит, потому что вы находитесь совершенно на другом уровне от ваших кумиров, а значит и инвентарь ваш – тоже должен быть другого уровня!

Не знаю, как разбудить людей от гипнотической спячки?! Ведь сегодня я тяну, практически, один только полистирол, за редким исключением! Куда катимся???!

СКОРОСТЬ НАТЯЖКИ
Скорость натяжки, это всего лишь работа рук, а не ума!
Поэтому, глупо определять профессиональный уровень стрингера по его скорости натяжки, но так уж повелось, да по-другому это никак и не определишь. У меня была скорость натяжки 7 минут (если без поправки струны и т.д. – как на соревнованиях), что было, по тем временам, выше мирового рекорда, который составлял на то время 7,5 минут (а что на сегодня – я просто не знаю, потому что мне это, сегодня, и не интересно). И это я измерял на самой трудной для натяжки ракетке – HEAD Prestige (с максимальным количеством струн и с закрытым протектором). А первую свою ракетку (деревянную) в 1985 году, я тянул больше часа (с помощью палочек и шила – вручную). На соревнованиях скорость засчитывается лишь только на производство самой натяжки, от и до, на уже зажатой в станке ракетке и без вынимания ее из станка в конце. Я же измерял всегда весь процесс целиком, от получения ракетки в руки и до возвращения ее владельцу. А на все остальное у меня еще до 3 минут уходило. Потому что, я очень тщательно ставлю струны на место, и делаю это сразу, ведь потом этого уже, хорошо, никак не сделать – струны успеют набрать свои углы и будут стремиться в эти углы постоянно возвращаться.

Сегодня я уже никуда не спешу и тяну спокойно (на дому) за 15 – 20 минут, с поправкой уже и струн на ракетке и всего остального (Это если вы ко мне приедете). То есть – через 15 минут я вас уже отпущу с готовой ракеткой. Но, если надо, вы можете оставить ракетку и забрать ее попозже. Еще один мой станок стоит в «Легионе» – м. Борисово, но туда я езжу только по звонку.

Многих волнует вопрос: отражается ли скорость работы на ее качестве! Конечно, ДА – если вас интересует падение нагрузки на струнной поверхности ракетки после ее натяжки. И, конечно, НЕТ – если вас интересует всего лишь гармония натяжки (если только весь процесс натяжки осуществляется с одинаковой скоростью). Дело в том, что чем мы дольше держим струну под нагрузкой, тем она больше и вытягивается! Вначале быстро, а потом все медленнее и медленнее. Я вам приведу такой пример. Когда мне заказывали натянуть сразу две одинаковые модели с одинаковой нагрузкой, то после 10 минут, которые я тратил на вторую ракетку, ракетки звенели по-разному. Тон второй был чуточку выше. Но буквально через 10 минут разговора с клиентом, ракетки уже звенели абсолютно одинаково! Приносите 2 ракетки, и Вы в этом убедитесь.

Миф о вытяжке перед натяжкой
Вытяжка струны перед натяжкой практиковалась раньше лишь для натуральных струн, а сегодня эту глупость рекомендуют проделывать буквально с любой категорией струн. Вытяжка для натуральных струн была обоснована на том факторе, что эти струны очень нежны в работе и легко сминаются в местах случайных перегибов. А поскольку они хранятся в пакетах по 12 метров, то имеют многочисленное количество колец, которые почти не распускаются при их разматывании, и натягивать такие струны очень тяжело: они крутятся при их протягивании через отверстия в ракетке, пытаясь постоянно перехлестнуться, изогнуться… и даже – завязаться в узел – при спешке. Работать приходится очень медленно и осторожно. Есть (кроме мягкости) и другая причина образования многочисленных колец. Поскольку натуральные струны боятся как сухости, так и влаги, их покрывают сверху тонкой пленкой вещества, типа воска (силикон), в связи с чем они практически фиксируются этим восковым составом в виде колец. А после вытяжки они фиксируются в виде абсолютно ровной длинной палки, и натягивать их после этой процедуры – одно удовольствие: они уже и не перехлестываются и не сминаются…

В этом и была цель вытяжки – выпрямить струну!!!

Но кто-то умудрился приписать вытяжке и другую цель, невероятно глупую – дополнительно вытянуть струну перед натяжкой, чтобы потом получить меньшую усадку ее, после натяжки! Мне непонятно даже, как эта глупость прижилось в теннисном мире! Мне даже с Люсьеном пришлось спорить (на сборах стрингеров) по этому вопросу! И он вынужден был со мной согласиться – ТОГДА, но продолжает эту тему гнуть и сегодня! Видно плохо людям живется без какого-нибудь волшебства! Обязательно себе что-нибудь, да придумают! А потом, войдя в роль, уже и выходить из нее не хотят! И мне, поэтому, даже и обманщиками называть их не хочется, они ведь, наверное, и в самом деле хотят верить в это волшебство!? Ну, и на здоровье! Но Вы, все же, ради истины, представьте себе (надеюсь, что у Вас есть логика мышления), из какого же дерьма нужно делать струны, чтобы они после вытяжки стали длиннее!? Пусть из смолы, но не из Гудрона же! (Я этот гудрон, в своих примерах, уже… – «достал», был бы он одушевленным!) Но даже если, допустим, струны и вытянутся на микрон, зачем заморачиваться на этом? Что нам это дает? Мы ведь судим о натяжке по ее конечному результату, и если Вам мало – добавьте в следующий раз еще – сколько надо! Я Веру Звонареву (в ее – 12 лет) спустил с 30кг – до 14 (по 1кг – каждый раз… по своей молчаливой инициативе – наперекор ее тренерше: жалко было гробить девочку), и только здесь она обнаружила, что натяжка стала слабее! Вы что, лучше Веры? Просто, у нас в голове сидит психологический фактор, который нами и командует!

КАЧЕСТВО РАБОТЫ
Мало иметь хороший станок, нужно еще быть и умелым мастером!
Мало быть умелым мастером, нужно еще быть и добросовестным мастером!
Мало кто может стать художником, хорошим столяром, или еще кем, где требуются не только навыки, но и врожденные способности, талант… А вот стрингером может стать абсолютно любой!
Но так ли это на самом деле? Если выполнять работу по заказу, то это действительно сможет каждый. А вот выполнить работу с высоким ее качеством, как это необходимо, а не по примитивному заказу, смогут лишь единицы! Ведь в натяжке тоже нужно быть если не художником, то, хотя бы иметь хороший глазомер, потому что необходимо абсолютно точно определять по конфигурации ракетки необходимое соотношение нагрузок вдоль и поперек, которое потребуется при натяжке именно этой модели, а не какой-нибудь другой! Ведь на жесткости ракетки отражается не только соотношение сторон вдоль и поперек, но и форма обода ракетки. Например, ракетки фирмы Yonex, требуют особого подхода, и т.д. А мы видим полное безобразие: еще ни один теннисист не назвал мне правильного соотношения нагрузок по натяжке своей ракетки. Даже на КУБКЕ КРЕМЛЯ мне приходилось Е. Кафельникову, например, натягивать ракетку 27х27(кг), и я послушно выполнял его просьбу. Как робот. Почему? Да потому, что на турнирах не та обстановка! Это дома я могу в доверительной обстановке все рассказывать и советовать, а на турнирах общения никакого не было. Там приходилось лишь быть послушным исполнителем пожеланий теннисной элиты. Стоило ли мне лезть «со свинной рожей, да в калашный ряд»!? Поэтому я по своей особо точной технологии, с точностью разницы нагрузок вдоль и поперек в 100г., разок натянул только Андрею Черкасову, потому что он со мной пообщался, да Вере Звонаревой (тянул постоянно с детских лет, как на дому, так и на турнирах). Да еще Ольга Морозова просила ее обслуживать, но я отказался, потому что мне к ней ездить было далеко. Еще с Андреем Чесноковым немножко пообщался, но предлагать, почему-то, не стал. Не хотел навязываться. А с иностранцами я вообще не разговаривал, кроме как – с Мэри Пирс (фотография ее подачи – на моей визитке).

Отношение к своей работе
Теперь о добросовестности. Я ведь по широте своей души много чего рассказывал по технологии натяжки стрингерам по команде, учил всех вязать свой личный эксклюзивный узел… Но ведь никто из них не стал заморачиваться, все продолжали тянуть, как и раньше, по принципу – «куда струна выведет». А мой узел научились делать только двое. Но все же: пусть, не попрешь против заказа, но ведь схему натяжки, хотя бы, можно было бы соблюдать! Но если находились грамотные спортсмены и просили выполнить поперечную натяжку сверху – вниз, от головки к ручке, то такие ракетки попросту отдавались мне. Вот такой был найден выход из положения.

А когда я однажды, случайно, увидел на турнире, как один известный стрингер начал тянуть ракетку с угла, я очень удивился, но он мне ответил, что ракетки сегодня прочные и ничего страшного с ней не случится.

Есть и некоторые мелочи, которые допускают стрингеры, не задумываясь о последствиях. Например, заплетают сразу все поперечные струны (положено – по одной), а потом лишь тянут одну за другой. Им так удобно! Но ведь если все струны уже заплетены – их уже никак не отодвинешь наверх во время протяжки струны по отверстиям, для уменьшения их трения друг о дружку, что несколько травмирует струну, особенно натуральную. И после такой натяжки натуралкой – струна будет мутной и шероховатой, а должна быть гладкой и блестящей!

Советую вам, по возможности, поприсутствовать во время работы ваших стрингеров. Может, что и увидите! Ведь почувствовать вы не сможете! Хороший музыкант чувствует качество инструмента, а плохой – нет. Так и здесь, в натяжке. Вера Звонарева, возвращаясь из Америки, все свои, даже свежеперетянутые ракетки, приносила мне на перетяжку – по новой! Говорила, что не может ими играть. Андрей Черкасов тоже был мне очень благодарен за эксклюзивную натяжку и после матча прибегал ко мне и долго тряс мою руку. А обыденному теннисисту все равно. Потому что его школа игры еще не достигла того уровня. Да и не каждому дано – обладать такими сверхощущениями. Тогда пожалейте, хотя бы, свою ракетку!

Мои секреты
Я рассказал много, чего не знает основная масса теннисистов. Рассказал все, что доступно понимания любого здравомыслящего человека! Рассказал то, что Вам нужно, чтобы уберечься от некоторых, часто встречающихся ошибок. Но есть еще и очень серьезные тонкие вещи, влияющие на качество натяжки, которые, из-за их непонимания, вызовут разговоры и споры, а я не хочу ввязываться в подобные дискуссии. У меня на это нет ни времени, ни желания. Думаю, что и с тем, что я вам уже здесь рассказал, тоже не все будут согласны, найдутся умники высасывать проблемы из ничего! Я с этим и так постоянно сталкиваюсь: с повсеместной заумностью. Кто-то промолчит, а кто-то, может, и дураком назовет, для поднятия собственного авторитета. А может и по недопониманию. Но «хрен редьки не слаще». Поэтому я – воздержусь от подобных экспериментов. Тем более, что у меня уже есть горький опыт моей беспредельной общительности на «КУБКЕ КРЕМЛЯ», где я от чистого сердца делился со всеми подряд стрингерами, своими эксклюзивными секретами. В отличие от других, для меня тогда не существовало понятия – «профессиональная тайна». Некоторые новички сказали мне спасибо, а старожилы просто стали выдавать мои знания – за свои!

Моя реклама
Конечно, я сейчас рекламирую себя тем, что пишу. Но дополнительно я этим, как ни занимался, так и не занимаюсь. Хотя возможностей у меня было очень много, но я от них всегда отказывался. Я очень «тяжелый на подъем», люблю покой. Обо мне всего один раз написали статью в журнале, да разок показали по телевизору, как одного из лучших стрингеров страны. Но я здесь не напрашивался – они меня сами нашли. Просили долго из редакции журнала «МАТЧБОЛ», чтобы я писал статьи, наконец – уговорили, и я написал. Но когда главный редактор, Лиховцев (папа Елены) сказал, что я задел за живое в статье некоторых великих тренеров (российских и зарубежных) и статью они немного отредактируют – я забрал статью и ушел. И больше не приходил. У меня была самая высокая скорость натяжки по России, но от соревнований я всегда отказывался. Потому что не любил выпячиваться – мне это было противно. Я натягивал ракетки чуть ли ни всем мировым знаменитостям, но ни разу ни с кем из них не сфотографировался. Мои же товарищи по команде, с такой просьбой приставали ко всем подряд, и даже к тем, кто просто мимо проходил. А я не то, чтобы был, категорически против, но мне никто не предлагал, а сам я к этому не стремился. Я абсолютно лишен чувства преклонения перед знаменитостями. Лишь один спортсмен-иностранец сам мне предложил с ним сфотографироваться, после натяжки его ракетки. Не знаю, зачем я ему понадобился. Я даже фамилию его уже забыл. И в оглавлении моего сайта есть одна моя фотка с нашим спортсменом, подававшим тогда большие надежды, тоже фамилии не помню. Даже смешно. Мне, как-то – все равно. Но вы сами посмотрите, может, узнаете. А у моих товарищей по команде целые альбомы уже накопились. Хотя, многие из них, этим спортсменам даже и не тянули никогда. Я постоянно отказывался от разных выгодных предложений, и отказался даже (после ЦУМА) от работы на кортах Ширяева поля, и лишь потому, что далеко было ездить, устал от всего. Хотя и было заманчиво – обслуживать ведущих спортсменов нашей страны, и ездить со сборной России по всему миру. (После моего отказа, за это место, некоторые товарищи – передрались.) Я вообще ушел от всего – в тень, на домашнюю натяжку и самостоятельную тренерскую деятельность. Сначала отказался и от должности старшего тренера в Москворечье, но через 10 лет уговоров, все же, согласился. Я все равно тогда там своих учеников тренировал. Но через 8 лет мне и эта неблагодарная работа надоела, и я снова ушел. Захотелось свободы! Даже дышать стало легче!

Но, пожив немного в нашей, уже капиталистической стране (в этой свободе), я понял, что без рекламы жить очень тяжело. Если, я раньше был у всех на виду: обслуживая международные турниры и работая в престижных местах – то и реклама мне практически была не нужна. Но, когда я отовсюду ушел на самостоятельную работу, уже более 5 лет назад, то меня постепенно стали забывать. Если, в самом начале моей самостоятельной трудовой деятельности, ко мне ездили за натяжкой и обучением даже из других городов, то, постепенно, все скатилось чуть ли не к нолю. Если, сразу после ЦУМА, я натягивал на дому по 10 ракеток ежедневно, то сегодня я столько не тяну и за месяц. Если я после ухода с тренерской должности, из Москворечья, играл вначале до 7 часов в день, то сегодня у меня столько выходит лишь за неделю. Вот и верьте после этого в поговорку, что «не место красит человека, а человек – место!». Все бегут за обучением в теннисные клубы, а за натяжкой в спортивные магазины. Люди верят, что в больших магазинах не может быть халтуры, а в клубах не может быть дилетантов. А мне приходилось видеть, как фальшивые ракетки продавались в ЦУМЕ, когда я там работал, и много еще чего, независимо от знаменитости этого места. Блат и деньги полностью вытеснили порядочность. Но у некоторых порядочных людей, все же еще сохранилась вера – в НЕЕ! Это и хорошо и горько! Наивность прекрасна, но – беззащитна!

Один мальчик, при случайной встрече, сказал мне, что поперечные струны на ракетку нужно тянуть не сверху – вниз, как я ему говорил, а от ручки к головке – как сказал ему стрингер из «Спортмастера»! Мальчик поверил не мне, а этому горе-стрингеру, который гордится, что натягивал ракетки в Олимпийском! Сейчас, куда ни пойди, кругом сидят стрингеры, которые раньше обслуживали международные турниры, но я их, почему-то, на этих турнирах никогда не видел! Загадка какая-то! А как проверишь? Да и было бы, чем гордиться! Ведь там приходится делать то, что от тебя потребуют, даже если это – явная халтура.

Но как ни тяжело жить без рекламы, я все равно ее не имею на сегодняшний день, кроме сайта, который тоже почти никто не читает. Но я, все же, решил, хотя бы на сайте, немножко рассказать о себе. Вы подумаете, что это – совсем не немножко? Но у меня была настолько бурная жизнь в спорте, что ЭТО, поверьте, – очень немножко!